информация
Образовательный центр Созвездие Орла

Образовательный центр

Созвездие Орла

302520, Российская Федерация, Орловская область, Орловский муниципальный округ,
пгт Знаменка, ул. Школа-интернат, здание 3

+7 (4862) 76-84-57
 
Обратная связь

Работа с педагогами

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ С ОЛИМПИАДНИКАМИ

Неотъемлемой частью работы учителя, практически наравне с ведением уроков, в настоящее время стала подготовка детей к олимпиадам. Естественно, что никто, кроме учителя, несколько лет проработавшего в классе, не знает лучше потенциал, знания и способности каждого из своих учеников.

Дети очень чувствуют, насколько сам педагог увлечен своим предметом, насколько он в нем профессионален. Если обычным детям бывает тяжеловато учиться у такого учителя, у него же ко всем требования высокие, то одарённые тянутся именно к такому.

Основное отличие одарённых детей - это ярко выраженная познавательная потребность. У них по сравнению со сверстниками опережающее развитие познания. Основное отличие одарённых детей в постоянном поиске нового, в том, что они получают удовольствие от умственного труда. Им это приносит положительные эмоции. И именно это является движущей силой их быстрого и активного развития.

Поэтому все очень просто, дети получают от вас постоянно новые знания, таким образом удовлетворяют свою познавательную активность и с удовольствие демонстрируют свои знания. И очень важным словом является слово ПОСТОЯННО. И, конечно, необходимо, что бы у ученика была положительная мотивация для участия в олимпиаде.

Для каждого она может быть разной. Мотивы, возникающие у школьников, А. И. Савенков предлагает классифицировать следующим образом:

· мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания необходимо выстраивать по дидактическому принципу "от простого к сложному", чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических способностей ребенка;

· мотивация процессом: учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. Педагогам, проводящим олимпиаду, необходимо одновременно с выявлением одаренных школьников, интересующихся учебным предметом, работать над созданием группы, команды учащихся, готовящихся к олимпиадам. Командная работа позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, а, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания. Наконец, в такой группе будет работать принцип "соленого огурца" (В. Ф. Шаталов): постоянно находясь в атмосфере решения проблем,

методов решения задач, обсуждения, любой школьник будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки;

· мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации: "узнать, на что я способен", "определить уровень моих знаний";

· общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести. На ученике, представляющем на олимпиаде свою школу, область или регион, лежит огромная ответственность. Для пробуждения данного мотива необходимым условием является самостоятельное волеизъявление школьника на участие в соревнованиях;

· широкие социальные мотивы: "быть лучше остальных", "стать гордостью школы", "чтобы мною гордились родители", "сохранить особое отношение учителя";

· прогностические мотивы: "участие (диплом) в олимпиаде поможет при поступлении в ВУЗ";

· мотив достижения успеха или избегание неудачи. Мотив достижение успеха проявляется в стремлении к победе, вере в свои силы, в чувстве здоровой амбициозности. Если участие школьника в олимпиаде будет обязательно-принудительным или навязанным администрацией учебного заведения, мотив достижения успеха будет заменен на мотив избегания неудачи, что, несомненно, подавит творческое начало учащегося и не позволит его способностям раскрыться в полной мере, не даст школьнику самоутвердиться как личности.

Педагог, зная ведущий мотив, можете поддерживать желание обучающегося участвовать в олимпиадах. Очень важна для ребёнка ваша вера в него, ваша поддержка. Если вы стали для него авторитетом, то он должен быть уверен, что именно рядом с вами он добьётся успеха. Понимаете, хоть они и умненькие, хоть и считают себя взрослыми, в критических стрессовых ситуациях все равно обращаются за поддержкой ко взрослому.

Вы имеете немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребёнку своё удовлетворение от его достижений или усилий. Чтобы поддержать ребенка, необходимо опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ребенка, проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

Ситуация олимпиад стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов. Для исключения физиологических и психических неблагоприятных последствий перевозбуждения можно сконцентрировать внимание не на значимости результата, а на технических деталях и тактических приемах. Но бывает так, что стресс связан с самооценкой «олимпийца». Если вы видите, что причина именно в этом, обратитесь к психологу.

Задача педагога - помочь в создании позитивного эмоционального настроя, снизить страхи, тревоги. Для начала уточните, каково эмоциональное состояние и отношение к олимпиаде школьника. Самостоятельно определить

эмоциональное состояние и отношение к этому важному событию поможет упражнение "Самоактуализация".

Предложите учащемуся закончить предложения:

· Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящей олимпиаде...

· Откровенно говоря, когда я готовлюсь к олимпиаде...

· Я хотел бы узнать, как в период подготовки к олимпиаде...

· Я хотел бы узнать, как во время проведения олимпиады...

 

Можно вместе с учащимися провести мысленную репетицию соревновательной ситуации: проиграть ситуацию предстоящей олимпиады, начиная с вечера накануне выступления и до полного ее завершения, мысленно представляя самое удачное выступление. Это поможет снять повышенную тревожность и выявить неосознаваемые проблемы ученика.

Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности участия в олимпиаде для меня лично и как их облегчить? Мысленная репетиция позволяет воспроизвести чувства и осознать на уровне физических ощущений тела дискомфортные ситуации в предстоящем соревновании.

Одаренность — это особенность не только мозга и интеллекта, это другое устройство всей психики, хотя и почетная, но всё же тяжелая ноша. Одаренным детям часто приходится платить за эту особенность уже с раннего детства: нервные срывы, специфические проблемы со здоровьем, олимпиадное выгорание.

Итак, что же мы имеем от участия в олимпиаде? Долгожданную победу! Если ученик стал победителем или призером олимпиады, похвалите его и себя. Важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задачи, возможные другие способы решения.

Конечно, в олимпиадах разного уровня, как и в любом состязании, есть и победители, и побежденные. Если вы с учеником не стали победителем или призером олимпиады, не нужно расстраиваться, победителями все не бывают. Порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации. Поражение - это позитивный опыт, который был получен, прекрасная возможность научиться чему-то новому. Помните, что отрицательный результат - это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок.

Вы оценили свои возможности, и у вас есть время подготовиться, чтобы победить на следующей олимпиаде! Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение материала с удвоенной силой. Работать, работать и работать! И, тем не менее, не забывайте о том, что участие в олимпиаде - это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам.